«     »  

ПОИСК


АВТОРИЗАЦИЯ
Ник

Пароль



Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!


КАЛЕНДАРЬ
Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Информация
 Вы гость здесь
 Также с нами:
 Гостей: 80
 Пользователей: 0
 Всего: 80

 Зарегистрировано: 12753
 Последний: akasogoz


СЛУЧАЙНАЯ СТАТЬЯ

Потёртости на вашей страничке


СЛУЧАЙНАЯ ГАЛЕРЕЯ


КОД БАННЕРА НАШЕГО САЙТА

Дни рождения
От всей души поздравляем наших участников-именинников:
Аверька, MoonLily, Vilka, Leila, ЖивуМечтой, олеся81, ocolijo, otarotof, awyfyxiv, afuvadyn, iqysuvuc, ufogonozi, fhraci, ecucuko, yqavosa, icinahuw, obyno, eqotax, asafom, epeci, olopid, idizek


13.02.14 16:03 | Дембельский альбом
Раздел: Виды альбомов | Отправил(а): ПантерА | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 17416

Автор: Анна Нагибина

Дембельский альбом. Статья была опубликована в журнале "Скрап-Инфо" №4-2011.




ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ

Знакомьтесь: Павел Леонидович Первухин. Живёт и здравствует на Рязанщине, трудится железнодорожником. Любящий сын, муж, отец и дед, имеющий завидный набор увлечений (от охоты до разведения элитных сортов плодовых деревьев) и… даже не подозревающий о том, что где-то в глубине натуры у него дремлет ещё один талант – талант скрапбукера. Больше тридцати лет назад Павел Леонидович создал историко-художественный документ, автобиографичное и посему уникальное произведение, отражающее определённый личностный социально-временной срез. Думаю, вы уже поняли, что речь идёт о дембельском альбоме, изготовленном рядовым (вернее, на тот момент уже старшиной) срочной службы Павлом Первухиным. Если точнее, альбомов у него два, и оба выполнены самостоятельно.

Что же такое дембельский альбом? Безусловно, это культурный феномен, который ещё ждёт своих исследователей. В 70 – 80-е годы прошлого века всякий уважающий себя солдат срочной службы считал святым долгом привезти домой из армии дембельский альбом – автобиографичный, особым образом оформленный альбом с фотографиями из воинской жизни, дополненный живописными рисунками на военную тему. Это своего рода самиздат, рукотворная книга, сделанная в единственном экземпляре, передающая дух армейской службы.

Так вот, теоретики и практики скрапбукинга утверждают: как по своей форме, подходу к оформлению и исполнению, так и по содержанию, идейному наполнению дембельский альбом тесно смыкается с таким пластом творчества, как скрапбукинг, и может рассматриваться как одна из его форм.

К середине девяностых годов традиция дембельских альбомов в основном сходит на нет. Есть отдельные свидетельства и более позднего создания альбомов. Но как массовое явление дембельский альбом становится историей. Несколько лет назад со службы в армии вернулся сын Павла Леонидовича. Память о его армейских буднях и праздниках хранится на компакт-дисках – удобно и не занимает много места.

Итак. Мы с вами в гостях у Павла Леонидовича Первухина; наша цель – подержать в руках, рассмотреть его дембельские альбомы, по возможности понять тонкости и секреты их создания. Ещё раз подчеркну, что в части, где служил Павел, были свои художники-умельцы, готовые помочь в создании дембельского альбома за определённую мзду: сигареты, сгущёнку, бритвенные принадлежности, однако альбомы Павел делал сам, что называется, от корки до корки.

Оформлением, рубриками дембельский альбом продолжает традицию русской альбомной формы, которая насчитывает более двух столетий.

Проводя исторические параллели, можно убедиться, что «богатое» декорирование обложки дембельского альбома восходит к традиции дворянского альбома первой трети XIX в., когда использовалось орнаментальное тиснение, бронзовые застёжки, накладки, а обложка являла собой «лицо» самого альбома.

Обложка нашего дембельского альбома также задаёт его образ и свидетельствует в первую очередь о том, что Павел Леонидович немало потрудился, создавая её. Обложка обтянута синим бархатом (достать бархат или сукно – желательно с парадной офицерской шинели – считалось особым шиком!) и украшена медной чеканкой ручной работы автора: на фоне солнца изображена богиня, стоящая на постаменте, в руках которой молния и полусфера Земли. Надпись – LENINSK – выполнена из фольги латинскими буквами (ну вот так захотелось!) и расположена по восходящей диагонали. К слову, напомню: по законам композиции восходящая диагональ, то есть идущая слева – вверх – направо, считается активной, ассоциируется с борьбой и напряжением. Быть может, здесь выражено подсознательное, на ассоциативном уровне, отношение солдата к этому жизненному периоду – времени службы в армии? Так или иначе, лишний раз убеждаемся, что в Павле Леонидовиче живёт интуиция истинного скрапбукера!

Альбом собирался из отдельных листов и переплетался. Между страницами делались вставки из кальки. Рисунок нанесён на кальку цветными карандашами, а обводка сделана химическим карандашом. Как правило, рисунки в дембельском альбоме создаются при помощи переводных картинок. Сюжетом рисунков часто служат изображения красивых девушек (особая романтика и наив присущи рисункам моряков – изображения русалок, красавиц, парусников, моря, закатов, которые по своей графике напоминают наколки на теле). В нашем примере, помимо традиционного портрета красавицы, приведён рисунок, который несёт географическую информацию – Павел Леонидович служил в 120 км от Бойконура, в г. Ленинске (Казахстан).


К сожалению, листов из кальки осталось совсем немного: когда дети Павла Леонидовича были маленькими, им очень нравилось рассматривать папин альбом и делали они это столь активно, что большинство красивых разноцветных листочков оказалось утрачено, увы, безвозвратно.

Перелистнём страницу альбома. Каноны дембельского альбома складывались десятилетиями. Его визуальное и литературное содержание раскрывается рубриками, названия которых практически унифицированы: «Память о службе», «Всегда со мной», «730 дней – Родине» (1096 – для Военно-Морского Флота), «Приказ МО СССР», «За тех, кто служит». Вот и в нашем альбоме читаем: «730 незабываемых» (указаны годы службы), «Память о службе». Технологически надписи выполнены следующим образом. На подложку из разноцветной бархатной бумаги при помощи клея ПВА (или 88-го) крепятся буквы, цифры и сфера из фольги. А затем из бархатной бумаги контрастного к фону цвета вырезаются и приклеиваются поверх фольги те же буквы и цифры чуть меньшего размера (чтобы была видна светлая окантовка!).


Обратите внимание, как красиво решено оформление чисел, обозначающих годы службы. Но и это ещё не всё! Цифры числа 730 (количество незабываемых дней службы) поверх бархатных наклеек украшаются затейливыми виньетками из бархатной же бумаги зелёного цвета. Можно легко и просто получить такие виньетки, имея под рукой фигурный дырокол. Вы можете представить себе, что в армейской части в Казахстане 80-х подобный дырокол – обычное дело? То-то и оно. Призывается на помощь смекалка. А смекалка русского солдата – это вам «не фунт изюму»! Виньетки вырезались лезвием, которое закреплялось в карандаше вместо грифеля. Для тех, кто заинтересовался – «скрап-фишка»: берите исключительно лезвия марки «Нева» – «Спутник» слишком гибкий и поэтому не годится для вырезания виньеток. Солдаты нашли ему более достойное применение – использовали как элемент кипятильника.

Качественный дембельский альбом, как правило, включает стихотворения.

Солдату надо очень мало,

Лишь пару строчек от родных.

На сотню вёрст – два-три привала,

И сигарету на двоих.

Пройдёт зима, пройдёт и лето.

Пройдут, конечно, и года.

Быть может, всё забудем это,

Но годы службы никогда...

«Бессмертен я!» – сказал Кощей.

Но зря он так сказал.

Хлебнул Кощей солдатских щей

И замертво упал.

На страницах альбома часто встречаются отрывки из солдатских песен или знаменитая строчка: «Кто не был – тот будет, кто был – не забудет 730 дней в сапогах». Распространены слоганы наподобие следующих:. «Морзянка – это путь к безумию», «Кто в Советской Армии служил, тот в цирке не смеётся!», «Желудок крокодила переваривает железо, желудок десантника переваривает самого крокодила» и т.п.

Альбом может содержать пожелания от сослуживцев и командиров с подписями. Рассказывают и такие случаи, когда дембели резали пальцы и помечали отдельные страницы альбома каплями крови (какое счастье, что в арсенале современных скрап-мастеров имеются дистресс-чернила!).

Рассмотрим очередную страницу дембельского альбома военнослужащего Первухина Павла. На всю страницу надпись: «Связь – нерв армии», эмблема связистов. Технология создания букв нам знакома, но обратим внимание на новые материалы, использованные на страничке. Это нержавеющая сталь, из которой вырезана эмблема, и плексиглас для звезды в центре эмблемы.


Разумеется, основной составляющей дембельского альбома является фотография. Обязателен снимок героя в парадной форме со знаками отличия. Обязательны фотографии родственников, друзей, возлюбленной из далёкой гражданской жизни. Фотографии должны давать представление и об армейских буднях, и о не столь частых праздниках души служивого люда.

Создатели многих альбомов старались распределять фотоснимки и записи в них строго по этапам службы и иллюстрировали восхождение военнослужащего по дембельской лестнице – от «духа» до «деда». Например, в начале альбома помещалась вырезка из газеты с приказом о призыве, а в конце – с приказом о демобилизации. В нашем альбоме можно увидеть разворот, где на бархатном листе (ярко-солнечного цвета!) размещён приказ об увольнении, который Павел самостоятельно перепечатал из газеты.


Большой интерес для альбома представляли снимки с оружием, а также кадры, снятые во время несения караула. Желая сохранить на память моменты, связанные со службой, солдаты часто делали и помещали в альбом снимки, где автор был сфотографирован, например, на фоне новейшей военной техники.
Однако следует дать пояснение. Конечно, такие фотографии считались неуставными и были категорически запрещены. В этом, собственно, и заключается одна из причин негативного отношения командования, политических органов и службы военной контрразведки к существованию такого явления, как дембельский альбом. Разрешалось хранить снимки, исполненные профессиональными фотографами, и только портретного вида. Поэтому фотографии иного содержания делались дембелями тайно и тщательно прятались. Органы военной контрразведки, в свою очередь, активно искали и рецензировали фотоснимки, которые увозили домой увольняющиеся в запас. О том, как переправлялись на «гражданку» его альбомы, Павел Леонидович рассказал следующее: «Если территория могла попасть на фотоснимок, фотографироваться было запрещено. Поэтому делали это нелегально, подпольным фотоаппаратом. Естественно, самое сложное заключалось в том, чтобы альбом благополучно переправить на «большую землю». Когда я возвращался домой после службы, то уезжал налегке – с одним самодельным дипломатом. А дембельские альбомы спокойно дожидались меня дома. За «сто дней до приказа» два моих альбома были уже полностью оформлены. Я отправился к «своему человеку» – начальнику продснаба, и он снабдил меня фляжкой спирта. Потом она перекочевала к командиру, который и вывез мои альбомы с территории части на ближайшую станцию Тюра-Там, а потом по почте отправил на домашний адрес».

Единого стандарта оформления дембельского альбома не существовало. Главный принцип – альбом тем ценнее, чем он красочнее и выразительнее. В условиях тотального дефицита скрап-товаров и материалов, приходилось проявлять изрядную смекалку. На многих фото заметно трафаретное напыление. Трафареты вырезали из плотной бумаги и передавали друг другу.


Качественное напыление сегодня легко наносится при помощи аэрографа, а в те далёкие годы, как сообщил нам Павел Леонидович, выручали лёгкие и собственная выдумка. Чернила или гуашь разводились водой и осторожно разбрызгивались через трубочку (нет, не для коктейля – от капельницы, которую доставали в медсанчасти). В других случаях чернила распылялись на бумагу при помощи иглы и зубной щётки.


Павел Леонидович жалеет об упущенных возможностях: «Жаль не догадались использовать алюминиевую пудру. Вполне можно было взять у связистов бекалитовый лак – его было в избытке, когда заменяли обмотку трансформатора – и напылять на него алюминиевую пудру…». Думаю, современным поклонникам эбоссинга такое и в голову не пришло бы…

Обратите внимание, как оформлены углы альбомов. Использовалась плотная фольга, на которую с обратной стороны наносился рисунок при помощи шариковой ручки.


Хорошо видны тройки кружков, выполняющие роль уголков для закрепления фотографий. Эти кружочки вырубали автоматной гильзой.

Каким образом приобретались материалы для дембельского альбома – это также отдельная песня. Разумеется, умение Павла Леонидовича ладить с людьми, равно как и его личное обаяние, облегчали задачу. Картон «добывали» из ящиков, в которых хранили карты (благо в штабе их оставалось много) там же разживались и калькой (рулона хватало надолго). В большом количестве требовалась фольга для уголков. Эта фольга поставлялась из солдатского кафе-магазина (в неё упаковывали конфеты и сигареты; подходила плотная фольга из-под ящиков для спичек). Солдаты дали кафе ласковое название «Чипок» и до сих пор признательны за помощь его хозяйке, фотография которой заняла своё почётное место на странице дембельского альбома.

Мы заканчиваем беседу с Павлом Леонидовичем, полные восхищения и гордости за советских солдат, которые о самых суровых годах жизни мужчины поведали всем нам (и прежде всего – своим детям) на особом литературно-художественном языке – языке дембельского альбома.

Дембельский альбом называют документом превращения юноши в мужчину, мужским аттестатом зрелости. Берегите дембельские альбомы! Я совершенно уверена, что дембельский альбом как вид самиздата, как авторское уникальное произведение интереснейшего народного жанра станет с каждым годом всё активнее притягивать к себе внимание исследователей. Это уже происходит. В феврале 2008 г., например, Музей истории города Шлиссельбурга организовал выставку, посвящённую рукотворному художественному альбому. Весьма возможно, что в недалёком будущем дембельский альбом будет не только экспонироваться на авторских выставках, но и продаваться на аукционах. Но не потому я призываю бережно хранить дембельский альбом. Главная его ценность, главное достоинство – авторский рукотворный характер, фиксация индивидуальной памяти владельца. И более всего дембельский альбом важен для семейной истории.

 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Виды альбомов
» Эта статья от пользователя ПантерА

5 cамых читаемых статей из раздела Виды альбомов:
» Основные виды альбомов для скрапбукинга
» Дембельский альбом
» Альбомы на винтах

5 последних статей раздела Виды альбомов:
» Дембельский альбом
» Альбомы на винтах
» Основные виды альбомов для скрапбукинга

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


MyArticles 0.6 beta for RUNCMS: by RunCms.ru


Закладки
При помощи этой панели Вы можете автоматически скопировать ссылку на данную страницу в свою систему закладок. Все пожелания по данному блоку можно высказать в этой теме форума



↑↑↑ Яндекс.Метрика
Copyright © 2008-2017
Scrap-Info Project

↑↑↑

Любое использование материалов портала scrap-info.ru (ВКЛЮЧАЯ сообщения пользователей, изображения, а также любые наименования, определенные на портале) ЗАПРЕЩЕНО без предварительного письменного одобрения Администрацией портала или владельца материала (автора). В случае одобрения цитируемый материал ОБЯЗАН быть снабжен активной ссылкой на данный портал и/ли на профиль владельца (автора).
- Генерация страницы: 0,23048 секунд -