«     »  

ПОИСК


АВТОРИЗАЦИЯ
Ник

Пароль



Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!


КАЛЕНДАРЬ
Октябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Информация
 Вы гость здесь
 Также с нами:
 Гостей: 68
 Пользователей: 0
 Всего: 68

 Зарегистрировано: 18250
 Последний: ykofizut


СЛУЧАЙНАЯ СТАТЬЯ

Простая упаковка подарка


СЛУЧАЙНАЯ ГАЛЕРЕЯ


КОД БАННЕРА НАШЕГО САЙТА

Дни рождения
От всей души поздравляем наших участников-именинников:
Marichka, Lelo, Galandrial, anybih, acoxi, ynyzix, agafojuby, aqubifu, divazywe, apytixy, adeqec, ihezew, ysyrawyl, uzywero, iqapy, ywefilage, uxoloha, oqykeqy, avyviro, odobenuwy, amorywawy, uvafizeb, uvobecom, ycehylux, igelus, ykypavo, ewodesyri, evomu, ofagijy, avelugi, avywypez


17.09.10 15:56 | Скрапбукинг и педагогика
Раздел: Начало | Отправил(а): ПантерА | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 6969

Автор: Нагибина Анна
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник института социальной педагогики РАО

Использование скрапбукинга  в организации музейно-педагогической деятельности детского сада. Эта статья была написана для журнала Скрап-Инфо №1-2009.



Скрапбукинг в России пока не распространен. Однако, впервые  увидев изделия, выполненные в этой технике, еще раз убеждаешься в том, что  все гениальное просто. То, что скрапбукинг может быть незаменимым помощником при оформлении музея, которым я руковожу, мне стало ясно с первого взгляда. Музей называется «Ладушка». Это музей комплексного профиля, и создан он  для  малышей-дошкольников в детском садике № 2376 г.Москвы (Южное Бутово). Детский сад самый обычный, но так счастливо сложилось, что люди в нем работают в массе своей как раз не обычные, а весьма творческие, которым креатив  не дает спать спокойно. Если вы посмотрите, что делают детишки на занятиях под руководством воспитателей, вы заранее запишите в этот детский сад своих еще не родившихся внуков. В таком садике просто не мог не возникнуть музей.

Чтобы музейные занятия не превратились в дополнительную  нагрузку, а стали по-настоящему привлекательны для детей, приходится прикладывать немало усилий: адаптировать в соответствии с возрастом информацию для занятий, придумывать нестандартные экспозиции и т.д. Василий Алексеевич Сухомлинский говорил: «Детство познает мир, удивляясь и  изумляясь…». Вот и стараемся восхитить и изумить. А помогает мне в этом скрапбукинг. Прежде чем поясню, каким именно образом, разрешите сделать небольшое отступление.

Сейчас наше общество переживает время «перехода земной цивилизации к информационному обществу», проще говоря, «информационный взрыв». Недавно в научном труде столкнулась с цифрами (меня лично они весьма впечатлили):

  • К 1800 году сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет.
  • К 1950 году она удваивалась каждые 10 лет.
  • В настоящее время этот период составляет 2-3 года.

Поэтому к образованию предъявляются новые требования. Надо учить детей анализировать, систематизировать, отбирать нужную информацию. А у нас, по большому счету, об этом только разговоры идут. На практике – все те же репродуктивные методы обучения («делай, как я»), все та же неизбывная забота учителей о том, чтобы как можно больше новых знаний «загрузить» в головы учащихся. В итоге – наступает так называемое «охранительное торможение»: дети   начинают чаще болеть, становятся равнодушными ко всему. К сожалению, и в детских садах обстановка меняется к худшему. 5-6-летних детишек начинают усиленно готовить к будущим школьным испытаниям, забывая, что ведущая деятельность  в дошкольном возрасте игровая, но не учебная.  Возникает вопрос. Как добиться того, чтобы музейные занятия были детям полезны и интересны, а не усугубляли и без того наряженное положение с перегруженностью дошкольников? Ответ прост: умело реализовывать богатейший потенциал музейной среды для активизации мыслей, чувств, эмоций ребенка, для развития его любопытства и познавательного интереса. В частности, как советовал классик педагогики, «все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания» («золотое правило дидактики», Ян Амос Коменский). А для этого в музеях создаются интерактивные экспозиции, то есть экспозиции, где ребенок захочет поработать самостоятельно, где «все, что только возможно» как раз и предоставлено для восприятия чувствами.

Интерактивность дает опыт личного соприкосновения с историей и культурой через предметный мир музея («знание через руки» – «hands on»).Строго говоря, для характеристики интерактивности принципа «знание через руки» недостаточно. Предполагается включение в работу всех органов чувств. Интерактивная экспозиция – это «деятельная» экспозиция, предполагающая самостоятельную работу детей. Ключевые слова, характеризующие эту ситуацию, «я сам»: думаю, действую, нахожу решение. Музейный педагог, спроектировав соответствующую среду, выстроив ситуацию самостоятельного взаимодействия посетителя с экспозицией, сам уходит в тень, становясь не руководителем, а помощником в процессе освоения музейного пространства. На современном этапе развития общества, когда дети должны быстро осваивать новые информационные технологии, интерактивный подход дает импульс к творчеству, самостоятельному овладению знаниями.

 Так вот, определенная часть самостоятельных занятий ребенка опирается на  интерактивные мини-экспозиции, выполненные в технике скрапбукинга.

Например, это так называемый «музей в шкатулке». В музейной педагогике есть такая разновидность передвижного музея – «музей в чемодане». По аналогии, свое ноу-хау для самых маленьких я назвала «музей в шкатулке».

В чем суть мини-экспозиции. Ребенок получает в руки небольшой кубик, начинает с ним взаимодействовать. Осматривает: сверху на крышечке наклеено фото музея с которым знакомит мини-экспозиция. В нашем случае это Палеонтологический музей имени Орлова. Данный музей имеет свое конкретное  здание, пусть  оно отложится в зрительной памяти ребенка. Ученые давно установили, что одна из самых простых, доступных и сильных радостей для детей (а мой опыт подсказывает – и  взрослых тоже) – это радость узнавания. Недаром дети так любят, чтобы им вновь и вновь перечитывали одни и те же любимые сказки, недаром все мы так зависимы от банальной рекламы, которая, как известно, «двигатель торговли». Попав в реальный палеонтологический музей, ребенок наверняка вспомнит эту фотографию, впечатления детства крепко врезаются в память.

Мини-экспозицию «музей в шкатулке» я рекомендую делать именно для таких, «узнаваемых» музеев, которые расположены  в исторических или специально для них выстроенных зданиях.   Это Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Дом-музей В.М. Васнецова, Биологический музей имени Тимирязева и др.   Иногда хорошую зацепку для памяти дают какие-либо характерные детали, такие, как, например, чугунная ограда в виде фигурок динозавров перед Палеонтологическим музеем, о котором сейчас речь.

Осмотрев крышечку, ребенок ее снимет и отложит в сторону. Его едва ли привлечет информация, содержащаяся на дне коробочки: это информация о том, как в музей добраться, как с ним связаться, когда он работает и т.д., то есть информация, предназначенная для взрослых. Ну а ребенок с нетерпением осматривает предметы, которые оказались внутри раскладушечки, образованной  стенками кубика. Внутри находится двойной комплект фотографий, дублирующих фотографии на стенках кубика и несколько подлинников-окаменелостей. Это несколько зубов акулы, аммонит и белемнит, то есть подлинные предметы, которые мы можем увидеть в палеонтологическом музее. Конечно, объем кубика  сильно ограничен, поэтому многого туда не поместишь, зато многослойные стенки кубика дают  возможность наклеить множество фотографий с экспонатами из музейных залов. Следующее, что может сделать ребенок, – подобрать к каждому изображению на  «лепесточках» стенки соответствующую фотографию (для более старших, умеющих читать, детей это может быть соответствие картинка-название). Обращаем внимание, что комплект прилагающихся фотографий двойной, что дает возможность организовать  среди детей игру по типу маджонга. Практика показывает, что игра лучше удается детям, чем взрослым.

Итак, мини-экспозиция «музей в шкатулке»:

– многофункциональна, так как служит и музейным экспонатом, и дидактическим пособием, и  объемом для хранения музейных предметов;

– информативна: содержит  данные об особенностях музея, расписании его работы, расположении и т.д.;

– интересна для детей: обладает свойством аттрактивности (внешней привлекательности, загадочности, яркости), благодаря чему «провоцирует» на самостоятельное исследование.

– воспитывает у детей эстетические чувства и бережное отношение к предметному миру (экспозиция хрупкая и требует от ребенка весьма осторожного обращения).

Примечание: как сделать такой кубик-основу, можно прочитать здесь.

Мини-экспозиция дает возможность составить первоначальное представление  о палеонтологическом музее,  поиграть с фотографиями, подготовиться к рассказу педагога о современных потомках доисторических животных, самостоятельно исследовав окаменелости (ведь их можно и подержать, и пощупать, и понюхать, и рассмотреть под микроскопом.

Я упомянула микроскоп неслучайно. На мой взгляд (а детишки меня в этом взгляде постоянно утверждают), исследование микромира – это одно из самых увлекательных занятий на свете. А чтобы это занятие стало еще интереснее, незаменим вот  такой милый комодик, в котором хранятся всевозможные предметные стеклышки с уже готовыми препаратами-образцами; емкости с сахаром, солью, содой, зубной пастой и т.д; фрагменты крыла бабочки, высушенного листочка, тканей; образцы шерсти различных животных, поролона и всего, что подскажет вам фантазия... Каждый ящичек в комодике  так и просит его выдвинуть, заглянуть  внутрь. Сделан комодик, к слову сказать, из спичечных коробков.

Примечание: как сделать такой комодик, можно прочитать здесь.

Где еще я увидела возможность применить скрапбукинг для оформления музея? У нас необычная Книга отзывов. Обложка выполнена в технике скрапбукинга, что обращает на себя внимание посетителей. Это показалось настолько интересным, что в таком же ключе решено создавать книгу благодарностей (это своеобразная летопись создания музея в виде благодарностей людям, создававших музей).

Еще один момент, которого, как мне кажется, стоит коснуться. Когда мы встречаемся с людьми, мы отдаем им свою визитку. На визитной карточке сообщают все необходимые сведения о человеке – и имя, и должность и  данные, по которым с этим человеком можно связаться,   причем сообщаются без излишних подробностей. Визитка музея должна сыграть ту же роль: во-первых заинтересовать, во-вторых, дать возможность продолжить  в дальнейшем заинтересованное общение. Когда человек разрабатывает  дизайн своей визитки, он стремится, чтобы она была достаточно запоминающейся, соответствовала его самоощущению, характеру  должности и т.д. Так и визитка музея должна «бить в десяточку»: должна дать точное и  яркое представление о музее за достаточно ограниченный промежуток времени. Нашу визитку мы изготовили по  типу мини-экспозиции «музей в шкатулке». На мой взгляд, получилось  информативно и интересно. J Сейчас наш садик участвует в конкурсе этнографических музеев, и у меня будет возможность проверить, совпадут ли мои оптимистические взгляды по поводу визитки со взглядами жюри.

 

Ну что ж, можно подвести итог. Как говорил Козьма Прутков, «бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые, иначе такое  бросание будут пустою забавой». Итак, какие же «круги» образуются в детском сознании, когда мы используем  скрапбукинг в музейной работе?

На мой взгляд, самое важное, что изделия, выполненные в технике скрапбукинга, идеально вписываются в конепцию музея, который ориентирован на использование интерактивных технологий: ведь предметы хочется сразу потрогать, пощупать, полистать… А это и есть основное требование организации детского интерактивного музея – мотивировать самостоятельную деятельность ребенка, побуждая включать в действие все его сенсорные анализаторы.

Вспомните комодик для микроскопа. С помощью такого комодика мы не только упорядочим демонстрационный материал к микроскопу и тем самым будем воспитывать стремление к порядку у самого ребенка, но – главное – благодаря яркости, привлекательности, загадочности комодика со всеми его ящичками, будем  усиливать детскую любознательность (любовь к знаниям то есть), познавательный  интерес ребенка, который очень часто угасает у детей как раз потому, что не поддерживается ярким  эмоциональным переживанием, так необходимым в ранние годы. Между тем, нормально развивающийся  познавательный интерес со временем трансформируется у ребенка в познавательную потребность. А это дорогого стоит. Ведь такой ребенок не деградирует даже в нашей школе.

У изделий, выполненных в технике скапбукинга, безусловно, есть один недостаток: они хрупкие и незащищенные. Но в музейной работе этот недостаток своего рода достоинство, так как, работая с таким  материалам, дети учатся быть бережными, осторожными. По сути дела, это  элемент антивандальной воспитательной программы в действии. Ведь здесь налицо опора на внутреннюю позитивную мотивацию ребенка быть бережным, ничего не испортить, сохранить красоту, а не на внешнюю, выражающуюся в запретительных мерах.

 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Начало
» Эта статья от пользователя ПантерА

5 cамых читаемых статей из раздела Начало:
» Техника Квиллинг (Quiling) в скрапбукинге
» АТСомания
» Вводная статья о скрапбукинге
» Этикет скраплифтинга
» Основы создания скрап-альбома

5 последних статей раздела Начало:
» Project Life. Отстали? Догоняем вместе
» 7 этапов любви к скрапбукингу
» Народные традиции и скрапбукинг
» Как прожить без Google Reader
» Слово как образ. Word Art

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу


Nadezhdinka
Re: Скрапбукинг и педагогика
Скрап-мастерица
Скрап-мастерица

Nadezhdinka

Сообщений: 1573
Откуда: 143987, МО, г,железнодорожный, ул.Московская, 1, кв.44
Статья очень интересная! и не только музейным работникам, но и мамам пригодятся советы и идеи! спасибо!

--
красота всегда в глазах смотрящего :-)
http://nadezhdinka.blogspot.com/
:-D
» 17.09.10 18:03 Профиль

Lady
Re: Скрапбукинг и педагогика
Скрап-ученица
Скрап-ученица

Lady

Сообщений: 58
Откуда: г. Саяногорск
Замечательная статья! Такой кубик загорелась сделать со своими ребятами и о нашем Центре детского творчества, в подарок педагогам ко Дню учителя. Спасибо большое за идею! =)))
» 24.09.10 11:29 Профиль Посетить веб-сайт

Lady
Re: Скрапбукинг и педагогика
Скрап-ученица
Скрап-ученица

Lady

Сообщений: 58
Откуда: г. Саяногорск
Только вот схемки не открываются... Пишет Not Found
The requested URL /modules/myarticles/spaw/article_storyid_167.html was not found on this server.
Apache/2.2.3 (Red Hat) Server at scrap-info.ru Port 80
=( Придется самой соображать и фантазировать. Главное, что идея есть! И фотографии. =)))
» 24.09.10 11:32 Профиль Посетить веб-сайт

ПантерА
Re: Скрапбукинг и педагогика
Скрап-Фея Клуба
Скрап-Фея Клуба

ПантерА

Сообщений: 5913
Откуда: Москва
Ссылки исправлены! Спасибо, что обратили внимание :)
» 24.09.10 13:26 Профиль

Иста
Re: Скрапбукинг и педагогика
Скрап-новенькая
Скрап-новенькая

Иста

Сообщений: 8
Откуда:
Вы, такая молодец! Этож надо так скрап. для наших пед нужд приспособить. Вот действительно творческий человек. А то сидим по своим каморкам..

--
здесь творческая часть моей души
» 28.09.10 13:56 Профиль Посетить веб-сайт

natacha_86
Re: Скрапбукинг и педагогика

Скрап-новичок

natacha_86

Сообщений: 3
Откуда:
Здорово, что есть педагоги, не боящиеся новшеств!
» 13.01.12 10:34 Профиль

MyArticles 0.6 beta for RUNCMS: by RunCms.ru


Закладки
При помощи этой панели Вы можете автоматически скопировать ссылку на данную страницу в свою систему закладок. Все пожелания по данному блоку можно высказать в этой теме форума



↑↑↑ Яндекс.Метрика
Copyright © 2008-2018
Scrap-Info Project

↑↑↑

Любое использование материалов портала scrap-info.ru (ВКЛЮЧАЯ сообщения пользователей, изображения, а также любые наименования, определенные на портале) ЗАПРЕЩЕНО без предварительного письменного одобрения Администрацией портала или владельца материала (автора). В случае одобрения цитируемый материал ОБЯЗАН быть снабжен активной ссылкой на данный портал и/ли на профиль владельца (автора).
Website Security Test
- Генерация страницы: 0,4372 секунд -